Анализ ситуации на начало 2021 года

На фоне общего роста цен на полуфабрикаты больше всего выиграл листовой прокат. Это вызвано резким ростом спроса на него, который начался в конце ноября 2020 г. При этом наученные прошлогодним опытом производители не стараются делать складские запасы, создавая очередь из заказов. Это общемировая тенденция, и некоторые заказы расписаны уже на май 2021 года. На рынке в связи с такой ситуацией возникает дефицит металлопроката. Спрос на него обеспечивается, прежде всего, автопроизводителями. Отечественные компании, работающие на внутренний рынок, пытаются поднять цены до общемирового уровня. И здесь в игру вступают разнообразные факторы, поддерживающие и, наоборот, сдерживающие эту тенденцию. Все будет зависеть от их совокупной конфигурации.

металлопрокат-1-390x220.jpg

Но вернемся к мировому рынку. Очень хорошо сейчас себя чувствуют металлургические компании Турции и Западной Европы. В европейском регионе как раз и присутствует дефицит. Он настолько ощутим, что местные потребители уже подают голоса в пользу отмены квот для турецких и российских производителей металлопроката. Здесь также высок спрос на китайский (и вьетнамский) ширпореб, что привело к снижению сезонного фактора в Поднебесной. Традиционно с наступлением холодов здесь снижается деловая активность, что ведет к притормаживанию цен. Но в этот раз давление оказалось не таким сильным — благодаря повышенному спросу со стороны западных стран.

Что касается США, то здесь ранее тоже прогнозировался рост цен (он и был), но здесь составление прогнозов осложняется ситуацией вокруг президентских выборов. Несмотря на то, что Байден уже практически празднует победу, она вполне может оказаться пирровой. И дальнейший расклад пока непонятен. Остается заметить, что при негативном развитии событий это неизменно скажется на экономической ситуации во всем мире. Теперешние же цены достигли неплохой отметки $900 за тонну. На этом фоне выросла и цена на железную руду, что вполне логично.

Вернемся на российский рынок и рассмотрим ситуацию здесь. Компании-экспортеры вполне способны удержать цену на уровне $600 за тонну. Это звучит оптимистично, учитывая, что такое положение дел (наличие высокого спроса) продержится наверняка до марта и с высокой вероятностью до апреля. И тут возникает вполне логичный с точки зрения бизнеса вопрос: если зарубежные потребители готовы (и хотят) платить столько, что почему отечественные компании должны покупать дешевле? Такой подход (напоминаем, логичный для бизнеса) входит в противоречие с логикой государства, стремящегося предотвратить инфляцию. Решения по урегулированию ситуации исходят от правительства. Но здесь в игру вступает третий фактор: правительство начинает работать над вопросом тогда, когда он поднимается недовольными потребителями. То есть, протест должны выразить структуры, голос которых может быть услышан на таком уровне. Из обычных потребителей металлургической продукции в текущем моменте сюда не входят компании, покупающие арматуру. Она не так сильно выросла в цене. А крупные потребители металлопроката тоже не так остро ощущают ценовой удар, поскольку работают по долгосрочным контрактам. Это значительно смягчает ситуацию. На ситуацию внутри страны влияет еще целый ряд факторов, выходящих за рамки этой статьи. Нов целом расстановка сил такова.

Что же касается общемировой тенденции, то вряд ли рост цен продолжится в течение первых двух месяцев наступившего года. Хотя они могут еще удержаться на высоком уровне.


Возврат к списку